Источник: Broadcasting. Телевидение и радиовещание.
– Брендом «триколор» со дня основания управляет «Национальная спутниковая компания». Вы изначально рассчитывали, что «триколор» станет ведущим национальным оператором с абонентской базой в почти 12 млн абонентов?
– Целью «триколор» всегда было сделать платное телевидение доступным широкой зрительской аудитории. В период, когда оператор выходил на рынок, значительная часть россиян имела доступ только к двум федеральным телеканалам в аналоговом качестве, а многим и они были недоступны, поэтому цифровое спутниковое телевидение не могло не стать товаром массового спроса. В дальнейшем развитие рынка вносило свои коррективы появлением новых стандартов телевещания: так, в 2010 году появилась необходимость в освоении MPEG-4, в 2012 стало очевидно, что нужно развивать HDTV и вводить подписку на каналы зарубежного производства. Но главная цель никогда не менялась — дать доступное цифровое ТВ всем гражданам РФ. Стандарт менялся, а цель — нет.
– С периода создания «триколор» в нашей стране происходит уже третий экономический кризис. Есть ли у вас советы, как миновать потрясений в компании в такие непростые времена?
– Насчет кризиса 2008-2009 годов говорить сложно, потому что «триколор» тогда был еще молодым, набирающим обороты стартапом, а вот кризис 2015 года «триколор» преодолел вполне успешно, и это не только наши статистические данные, это еще и мнение экспертов. Совет очень прост: нужно постоянно внедрять новые технологии, дополнительные сервисные возможности для абонентов. Если вы будете просто пытаться сберечь то, что у вас уже есть, а не работать на развитие, вы, скорее всего, потерпите поражение.
– Как компания — вы не боитесь экспериментировать, рисковать? Какие проекты и шаги компании вы бы назвали самыми рисковыми, но и самыми успешными?
– Любые важные решения в «триколор» принимаются только на основании серьезного аналитического расчета. Мы внимательно изучаем потребительский рынок, следим за продажами телевизоров, приемного оборудования, мобильной техники, за новыми телевещательными стандартами, бизнес-моделями. Что касается конкретных проектов, то я приведу в пример HD-киноканалы собственного производства «триколор». Мы уделили немало времени и сил их производству и продвижению, и сегодняшняя статистика показывает, что именно эти киноканалы («КиноПремиум HD», «Семейное HD» и др.) в числе наиболее востребованных у наших абонентов.
– Что сегодня важнее для компании — наращивание абонентской базы или рост ARPU?
Для нас важнее всего сейчас улучшить работу с абонентами, усовершенствовать качество сервисного обслуживания. «триколор» — компания с 12-миллионной абонентской базой, и это накладывает на нас определенные обязательства. С этой целью мы в 2015 году, например, создали сеть офисов-продаж, где можно как стать абонентом оператора, так и получить дополнительные услуги. Главный приоритет для нас сейчас — это программа обмена оборудования на HD, и дело тут не столько в нашем желании увеличить ARPU, сколько насущная потребность в модернизации рынка. Формат MPEG-2 уходит, от него отказываются телеканалы, например ПКВС недавно полностью перешел на MPEG-4 в Европе. Увеличение ARPU- естественный эффект от такого перехода. Но и новые пользователи к нам сейчас подключаются ради HDTV, а не ради федеральных телеканалов, как это было 10 лет назад. Важно отметить, что и участники программы Trade-in после перехода с устаревших моделей приемников на HD-оборудование получают принципиально иное качество телесмотрения, следовательно, растет их лояльность к оператору. А каждый сохраненный абонент — это фактически приобретенный, что, в конечном счете, позволяет увеличивать абонентскую базу.
– В прошлом году, создав пакет «Единый», вы фактически повысили цены для многих абонентов. Наблюдался ли отток или недовольство абонентов после этого шага?
– Создание пакета «Единый» было единственно правильным шагом в той ситуации, которая сложилась на начало 2015 года.
Долгое время «триколор» давал своим абонентам линейку тарифов, ориентированную на разные форматы телевещания, то есть если ваш приемник принимал только MPEG-2, абонент получал пакет «Оптимум», если приемник был с поддержкой — HD-пакет «Максимум HD» и т.д. Но к 2015 году эта линейка принципиально устарела, потому что количество HD-пользователей в России начало расти быстрее SD-пользователей. Это можно сравнить с ситуацией на мобильном рынке: когда продажи смартфонов начали превышать продажи обычных мобильных телефонов, мобильные операторы перешли на тарифы с включенным по умолчанию интернет-трафиком.
Оттока абонентов у нас нет, напротив, мы по-прежнему растем: если в 2013 году у нас насчитывалось 10,1 млн платящих пользователей, в 2014-м- 10,9 млн, то по результатам 3 квартала 2015 года эта цифра превысила 11,6 млн. Не стоит забывать, что была изменена не только тарифная политика, но и система пакетирования. «Единый» — не просто универсальное предложение для всех абонентов, в него вошел ряд a la card пакетов, которые ранее можно было подключить только по дополнительной подписке. В частности, в состав «Единого» были включены фильмовые и музыкальные телеканалы из пакетов «СуперКино HD» и «Музыкальный». И напомню, что во втором квартале мы зафиксировали значительный рост активной базы. Порядка 50% роста рынка платного телевидения в России в этот период обеспечил «триколор». А что касается недовольства, то его высказывали, конечно, владельцы устаревшего приемного оборудования, и их можно понять: зачем платить за то, чем ты в силу технической «отсталости» ресивера не можешь воспользоваться? Но таковы законы рынка: как только устаревают технические стандарты, меняются и тарифы, и когда-то популярные услуги вытесняются новыми, более качественными, более совершенными с технологической точки зрения. Остановить прогресс просто невозможно.
– Нужно ли вообще абоненту пакетирование как таковое? Готов ли он сегодня выбирать количество и жанр необходимых ему каналов?
– Пакетирование — естественная форма продажи телеконтента во всем мире. Все крупные зарубежные операторы продают телеконтент большими пакетами. Пакетирование позволяет существенно уменьшить стоимость контента для конечного пользователя, покупка отдельно взятого фильма или канала обходится, как правило, в 2-3 раза дороже. Кроме того, абоненту хочется простоты. Когда ты уже владеешь большим пакетом телеканалов, нужно просто переключать кнопки на пульте, а когда каждый фильм приходится покупать, это дополнительные действия: нужно вводить номер карты или привязывать ее, верифицировать покупку и т.д. Я не говорю, что такие покупки не нужно делать. Но в пакете всегда дешевле, современный потребитель это хорошо понимает.
– Сегодня в пакетах компании уже более 200 каналов. На ваш взгляд, влияет ли сегодня количество каналов на выбор абонентом оператора? Или сегодня на первый план выходит качество — качество картинки, качество контента?
– Количество каналов не имеет играет сейчас большого значения в мире. Все крупные зарубежные операторы продают большими пакетами: DirecTV, Sky, — базовый пакет более 200 каналов, за 30-40 долларов в месяц. Наш пакет «Единый» в этом смысле отвечает некоему «мировому стандарту». Но вы правы, на первый план выходит именно качество. DirecTV вещает в HD больше 200 каналов и намерен в принципе отказаться от SD-вещания. Это тоже мировой тренд, хотите вы того или нет. SD-вещание устарело и скоро умрет, как умерло однажды черно-белое телевидение.
– А стоимость входа и абонентская плата — это решающий фактор?
– Не совсем. Главный критерий успеха — это сбалансированность цены, сервиса и контентного приложения.
– Что бы вы назвали главной угрозой рынку платного телевидения?
– Главным врагом российского видеорынка было, есть и остается пиратство. Можно конкурировать друг с другом, но нельзя конкурировать с «черным рынком». Его нужно уничтожать, а не конкурировать.
– Компания запустила 2 UHD-канала. Но сегодня еще нет доступного парка телевизоров для продвижения этого формата в массы. Зачем вам UHD? Какова перспектива этого формата?
– Я не согласен насчет недостаточного проникновения UHD-телевизоров. По данным аналитических агентств, уже в 2016 году парк 4K-моделей составит более 260 тыс., а по данным самих вендоров, эта цифра еще больше. Да, это пока премиум-сегмент, эти модели дороги, но те же аналитики прогнозируют взрывной рост 4K к 2020 году, до 330 млн по всему миру. «триколор» — не просто крупнейший российский оператор, мы входим в ТОП 5 мировых спутниковых лидеров и стараемся не отставать не только по абонентской базе, но и по уровню инноваций. «триколор» взял на себя роль пионера всего российского телевидения. Здесь вопрос не только денег, но и национальной чести. Для бренда «триколор» это очень важно. С ролью национального лидера в HD-сегменте мы успешно справились (наша доля на рынке сейчас, я напомню, около 45%), и статус первого российского UHD-провайдера также принадлежит нам.
– Мобильные приложения, тележурнал, мультискрин — для чего все эти услуги компании? Что они дают?
– Современный телеконтент — это не только сигнал, это совокупность еще и дополнительных материалов, вариаций, мнений. Вы, например, можете узнать все про режиссера, актеров, бюджет фильма и т.д. из приложения «Кино. триколор», а в журнале Tricolor TV Magazine прочитать интервью с Дмитрием Нагиевым или актерами «Игры престолов» — редакция журнала обычно договаривается об эксклюзивных материалах непосредственно с телеканалами или кинодистрибьюторами. Мы называем такую модель расширенным телесмотрением.
– В каком направлении будет развиваться компания в ближайшие годы? Какой цели вы рассчитываете добиться?
– «триколор» намерен в ближайшее время перейти от классического спутникового ТВ к вещанию во всех цифровых средах. А главная цель «триколор» никогда не менялась и меняться не будет — быть первым оператором цифрового телевидения на российском рынке, доступным всем без исключения жителям страны, в любой точке, на любом экране.